Несмотря на то, что впервые к Южному полюсу ещё в далёком 1911 году добрался норвежский непоседа Руал Амундсен с компанией, это место по сей день манит исследователей, естествоиспытателей и прочих любопытных авантюристов. Благо, в наше время организовать экспедицию к самой южной точке земного шара гораздо проще, нежели сто с лишком лет тому назад, да и комфорта во время такого путешествия будет явно побольше. Решение столь смелой задачи существенно упрощается благодаря развитию современных технологий, в частности, и технологии трёхмерной печати, которая успешно обосновалась и находит себе применение едва ли не во всех сферах человеческой деятельности. Не так давно желанием посетить Южный полюс загорелась семейная парочка исследователей и эко-активистов из Нидерландов, Эдвин и Лисбет тер Велде.
Естественно, бравые дети страны тюльпанов отнюдь не намерены зря стаптывать башмаки и морозить уши, в связи с чем ими был спроектирован и успешно построен самодельный вездеход на солнечно-электрическом приводе. Ну, а корпус этой шайтан-машины напечатали из пластиковых отходов с помощью трёхмерного принтера.
Следует отметить, что идея создания вездехода на солнечной энергии для участия в полярных экспедициях принадлежит не нашим будущим героям, а двум их соотечественникам: альпинисту Вилко ван Ройену и полярнику Марку Корнелиссену. Эти суровые дядьки ещё 10 лет тому назад отличились тем, что сумели покорить грозный Эверест без кислородного оборудования, да ещё и вернулись домой целыми и невредимыми. К сожалению, в 2015 году Марк трагически погиб в ходе очередной экспедиции в Антарктику, а идея так и осталась нереализованной. Последователи твёрдо намерены довести задуманное до торжественного конца.
Уже зимой этого года, когда в Антарктике, соответственно, «грянет» лето, Эдвин и Лисбет тер Велде намерены выдвинуться на своём 3Д-печатном детище на Южный полюс в рамках проекта Clean2Antarcticа. Участники последнего — это группа природоохранных активистов, всячески пытающихся обратить внимание общественности на проблемы экологического воздействия на природу со стороны человечества, добившись тем самым пролонгации международного Договора об Антарктике, действие которого заканчивается в 2048 году. Поскольку Антарктика — последний континент нашей планеты, ещё не затронутый деятельностью промышленной и добывающей отраслей, экспедиция запланирована не только в качестве научной, но и в некотором смысле символической: в её ходе участники постараются не наплодить лишнего мусора, используя при этом исключительно чистую энергию и максимум переработанных материалов.
Но нас более всего интересует транспортное средство, созданное в частности и с помощью технологии трёхмерной печати. Это уникальный вездеход-автопоезд, работающий на электрической тяге, которая, в свою очередь, добывается благодаря десяти двухсторонним солнечным панелям.
Кузовная часть вездехода изготовлена с помощью 3D-принтеров марки Ultimaker, а поскольку последние являются по сути настольными, и не могут похвастаться большой рабочей областью, конструкция собрана по принципу пазла из немалого количества пластиковых шестигранников.
Расходными материалами для производства стали филаменты из переработанных отходов — обычных ПЭТ-бутылок, в изобилии присутствующих на любой свалке. Первый же «кирпичик» будущей конструкции был изготовлен из кухонного мусорного ведра нашей парочки энтузиастов.
К сожалению, владельцы обычных лазерных принтеров не имеют возможности с такой лёгкостью добывать расходные материалы для своих аппаратов, поэтому им приходится тратиться на дорогие картриджи. Но делать это каждый раз вовсе необязательно, ведь и ранее использованные тонер-блоки можно несколько раз вернуть к жизни путём заправки в них походящего порошка. Заправка картриджа HP CF244A, к примеру, стоит всего 350 рублей, что в несколько раз дешевле нового фирменного расходника.
На первых порах ребята собирали пластиковый мусор, перемалывали его и переплавляли в прутья для заправки 3D-принтеров, но вскоре имеющегося «подножного» материала стало не хватать, и создатели вездехода перешли на промышленный уровень, закупая гранулы из вторсырья с мусороперерабатывающих заводов.
В процессе создания аппарата участвовало сорок трёхмерных принтеров, с помощью которых напечатали 4000 шестигранных блоков — вдохновителем при выборе именно такой формы стали прочные пчелиные соты.
Днище будущего покорителя Антарктики усилено углепластиком и специальной фирменной тканью из параарамидного волокна Twaron — это голландская альтернатива кевлару. Проходимость и надёжность аппарата обеспечиваются благодаря восьмёрке колёс с шинами пониженного давления и специальной оплёткой.
Окна кабины вездехода изготовлены из стекла с высоким уровнем поглощения инфракрасного излучения, что позволяет ему успешно противостоять обледенению. Не случаен и цвет транспортного средства — его выкрасили в чёрный для увеличения коэффициента теплопоглощения. Кроме упомянутых выше солнечных панелей, расположенных в том числе и на двух прицепах, на борту последних располагается всё необходимое оборудование и запас харчей на 47 дней. На крыше вездехода имеются специальные трубки, играющие роль вакуумного солнечного коллектора для переработки снега в пригодную для питья воду.
Габариты вездехода: длина 16 метров, масса 1485 килограммов, при этом максимальная скорость составляет 8 км/ч. Аппарат успешно прошёл предварительные испытания в Исландии, и уже готов преодолеть запланированные 2400 км ледяного пути за 30 дней.