В наши дни уже давно никого не удивляют новости о том, что очередному трёхмерному принтеру удалось блестяще справиться с печатью той или иной конструкции или её особо сложного элемента. Эти аппараты, за которыми, вне всякого сомнения, будущее многочисленных сфер человеческой деятельности, с каждым днём всё больше совершенствуются, покоряя новые и новые вершины.
Вот и сегодня мы решили вкратце рассказать вам об одном из таких свершений авторства подразделения General Electric Aviation, сотрудникам которого удалось напечатать турбовинтовой двигатель нового поколения, использовав для этого возможности 3D-принтера.
Казалось бы, вполне заурядное событие — многие мировые лидеры в космической и авиастроительной отраслях уже не первый год применяют 3Д-принтеры для совершенствования существующих и создания новых, более эффективных двигателей для летательных аппаратов. Тем не менее, авторы успешного проекта утверждают, что их детище является в своём роде уникальным. Во-первых, утверждают они, двигатель целиком и полностью изготовлен с помощью трёхмерных технологий. Конечно, к процессу были привлечены разные 3D-принтеры, печатающие различными материалами, но самой сути это не меняет. Во-вторых, применение современных технологий позволило сократить срок разработки нового двигателя в пять раз — с запланированных изначально десяти до двух лет. Наконец, в-третьих, упомянутый подход дал возможность существенно упростить конструкцию конечного изделия, уменьшив общее количество используемых для его сборки деталей с 855 штук всего до 12!
Не будем особо вдаваться в историю этого грандиозного проекта, скажем лишь, что новый двигатель разрабатывался для самолёта Cessina Denali от компании Textron Aviation. Прошло всего два года с того знаменательного момента, когда инженеры-разработчики решили создать полнофункциональный двигатель с помощью технологий трёхмерной печати, и сейчас их труды наконец увенчались успехом — изделию осталось пройти всего парочку заключительных испытаний, и когда они окончательно подтвердят работоспособность двигателя, его можно будет сертифицировать и запускать в массовое производство.
Примерно треть всего двигателя — это одна титановая деталь, для печати которой использовался высокоточный (и очень-очень дорогой!) трёхмерный принтер.
Как известно, этот материал является невероятно прочным, но при этом лёгким, поэтому в авиастроении обычно применяют именно его. Упомянутое ранее сокращение количества составных элементов нового двигателя с 855 до 12 дало возможность снизить общую массу изделия на 45 килограммов, при этом расход топлива уменьшился на 20 процентов. Эти, на первый взгляд, небольшие цифры на самом деле являются очень существенными, если речь идёт о двигателе для летающего аппарата. Кроме этого, новый двигатель примерно на 10 процентов мощнее обычных аналогов, используемых в современных самолётах.
В то время как современные трёхмерные принтеры орудуют титаном и прочими диковинными материалами, обычные лазерные печатающие аппараты, как и много лет тому назад, используют для создания соответствующей продукции старый добрый тонерный порошок. Сам по себе этот расходный материал стоит довольно недорого, но после его помещения в фирменный контейнер стоимость всего блока взлетает до небес. И чтобы вам не пришлось разоряться на обслуживании такого аппарата, сервисный центр «СуперЗаправка» предлагает пойти иным путём, использовав каждый лазерный картридж по нескольку раз. Для восстановления работоспособности такого расходника в него всего лишь нужно поместить порцию качественного совместимого тонера, что без проблем проделают наши специалисты. Услуга стоит сущие копейки: к примеру, заправка картриджа HP CF412X у нас обходится всего в 2800 рублей.
Напоследок дадим слово руководителю проекта, товарищу Полу Коркери. «Не стоит полагать, что создание полностью напечатанного с помощью трёхмерных технологий двигателя для Cessina Denali было для нас каким-то очередным авантюрным экспериментом. Это выдающееся событие стало поворотным моментом, новой точкой отсчёта в истории компании, ведь от дизайна и проектной разработки мы уже перешли и практически полностью закончили полный цикл испытаний абсолютно функционального полноценного двигателя»!