Наверное, трудно отыскать такого пользователя принтера или многофункционального устройства, который хотя бы раз не обратил внимания на вопиющую дороговизну расходных материалов для своей печатающей техники. Новый фирменный картридж порой стоит свыше половины самого принтера, а найти более дешёвую альтернативу бывает не так уж и просто.
Конечно, для многих аппаратов существуют более-менее доступные совместимые (неоригинальные) картриджи, но и здесь не всё так гладко, в чём некоторое время назад смогли на личном опыте убедиться владельцы некоторых моделей принтеров Hewlett-Packard серии Officejet по всему миру. В один прекрасный момент печатающие аппараты внезапно выдали сообщение об ошибке, отказавшись при этом продолжать работу в нормальном режиме. Ошибка объяснялась использованием в устройствах неоригинальных картриджей.
Текст уведомления гласил следующее: «один или несколько картриджей оказались повреждёнными. Рекомендуем извлечь их и заменить новыми».
При этом в самих расходниках ещё оставалось вполне достаточно тонера для продолжения печати, и ранее подобных проблем с совместимостью у пользователей не возникало. В конечном итоге стало известно, что подобная проблема возникла отнюдь не на ровном месте, а её появление было изначально спланировано самими разработчиками печатающих устройств. Естественно, многие клиенты компании не поленились обратиться к её представителям и к поставщикам расходных материалов за разъяснениями. Скажем, нидерландский поставщик 123inkt заявил о более чем 1000 электронных письмах с жалобами от своих покупателей.
На первых порах представители компании Hewlett-Packard пытались оправдаться тем, что упомянутая ошибка вызвана недавним обновлением программного обеспечения устройств, однако подобное объяснение не выдерживало никакой критики. Ведь многие прошивки последний раз обновлялись уже более года назад, кроме того, ошибку обнаружили даже на тех аппаратах, которые не подключены к интернету, и не могли обновиться физически. Здесь нужно прояснить несколько технических моментов. В процессе эксплуатации принтер и картридж периодически обмениваются информацией — как о количестве оставшегося тонера, так и о фирменной принадлежности расходника. Если аппарат обнаружит, что в нём используется неоригинальный картридж, он может заблокироваться, что и произошло в нашем случае.
Таким нехитрым образом производители пытаются заставить своих потребителей покупать дорогие оригинальные картриджи, повышая уровень прибыли.
Практика далеко не нова, и к ней так или иначе прибегают практически все компании-производители. Правда, есть один хитрый трюк, который сводит на нет все их старания — суть его заключается в том, чтобы использовать оригинальные картриджи по нескольку раз, по мере необходимости заправляя их новой порцией тонера. Это не только избавит вас от описываемых неприятностей, но и позволит сэкономить немало денег. Для примера, заправка картриджа CF400A стоит всего лишь 3250 рублей.
Буквально недавно вся эта тёмная история получила дальнейшее развитие: компания Hewlett-Packard наконец признала, что вышеупомянутая ошибка и правда была изначально заложена в прошивках пострадавших печатающих устройств. Якобы это было сделано «с целью защиты аппаратов и коммуникации между ними и картриджами». Представители НР также уточнили, что «аппараты с ошибкой будут поддерживать в том числе и фирменные перезаправленные картриджи, если в тех будет установлен оригинальный чип безопасности HP. Остальные расходники, скорее всего, работать не будут».
Конечно же, подобное заявление вызвало бурю негодования у пострадавших пользователей, так что в итоге HP пришлось заново обновить прошивку с целью исключения из неё блокировки неоригинальных картриджей. Тем не менее, если прошивка с блокировкой скачивалась и устанавливалась некоторыми аппаратами в автоматическом режиме, то для разблокировки принтера необходимо загрузить и установить нужный файл вручную.
Напоследок в официальном блоге компании появилось сообщение о том, что, несмотря на фактическую возможность использования совместимых картриджей в большинстве моделей, производитель оставляет за собой право прибегать к тем или иным мерам обеспечения безопасности.
Делается это для того, чтобы «защитить нашу интеллектуальную собственность, в том числе и методом аутентификации, в некоторых случаях не допускающим использование картриджей от третьих производителей». Там же компания извинилась за возникшие у пользователей их продукции трудности, пообещав внести в этом плане соответствующие изменения. Впрочем, организация EFF (Electronic Frontier Foundation) такими извинениями не удовлетворилась, и потребовала у HP общественное обещание насчёт того, что впредь она никогда не станет прибегать к процессу обновления ПО «с целью распространения антифункционала, работающего против интересов потребителя».